РОЖДЕСТВО В КРЕСТЬЯНСКОМ ДОМЕ
7 января, православные отмечают один из главных церковных праздников — Рождество Христово. Все христиане убеждены, что Иисус Христос был послан Богом на землю для искупления грехов и спасения человечества. Рождество — это самый светлый праздник у православных.
В крестьянском быту подготовка к Рождеству велась накануне праздника. К рождественскому сочельнику хозяйки тщательно прибирали избы и горницы: мыли, белили свое жилище, завершали варку хмельного и травяного пива для святочных гуляний, а также приготовление пищи и сдобной выпечки как для разговления после рождественской литургии, так и для угощения гостей. В старину сочельник был наиболее чтимым семейным праздником. В этот день обязательно старались совершать добрые дела: помогать убогим и страждущим, раздавать милостыню, посылать подарки в богадельни и приношения в тюрьмы. Рождественский сочельник подводил черту под прожитым годом, завершал рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние празднества – Святки. Святки на Руси продолжались две недели – с 7 по 19 января (с 7 по 14 января – “святые” вечера, с 14-го по 19-ое – “страшные” вечера)
Каждый день святок на Руси был ознаменован особыми обычаями, обрядами и традициями. 6 января обязательно постились, т.е. сочельничали до позднего вечера – до появления первой звезды, в память звезды Вифлеемской. Когда на небе загоралась вечерняя заря, семья обычно собиралась в родительском доме. Перед тем как сесть за стол, крестьяне выходили на двор – “глядеть звезды”. Высматривали “путеводную”, примечали-запоминали погоду рождественской ночи, а уже за ужином в благоговейном спокойствии тихо обсуждали – “определяли” по старинным народным приметам будущий урожай- от этого зависело благополучие в семье и хозяйстве. Если звездная ночь – будет большой приплод скота, а в лесу уродится обилие ягод. Метель на Рождество – пчелы будут хорошо роиться. Погода ясная и небо звездное – к урожаю гороха. Иней на деревьях – к хорошему урожаю хлебов. Если на Рождество капель – не уродится ни огурцов, ни проса, а греча хороша будет. Снежная погода – добрые хлеба. Начинался ужин, или “вечеря”, с молитвы. В деревнях и селах “вечеря” сопровождалась особенными символическими обрядами. Так, помолившись перед “вечеря”, хозяин семейства зажигал восковую свечу и прикреплял ее к испеченному накануне хлебу. Далее он шел на подворье и приносил вязанку соломы или охапку сена, которыми застилали пол в избе, лавки (солома и сено напоминали о том, куда, родившись, был положен Христос). Стол покрывали чистым полотенцем. Перед иконами ставили необмолоченный сноп ржи, как символ будущего урожая и кутью (кутья – каша с изюмом из рисовых или других целых зерен, подливкой к которой была сыта – мед, растертый с намоченным маком и разведенный водой). Торжественный ужин не отличался большим разнообразием. Главное и необходимое кушанье – кутья – каша из пшена и ячменя. Обязательной принадлежностью рождественского стола были и фигурки из теста, изображающие коров, овец, лошадей. Эти фигурки ставили на окна и столы, посылали в подарок родным с пожеланиями удачи и достатка. После Крещения хозяйка отдавала эти фигурки на корм скоту. Перед праздничной трапезой хозяин брал горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг хаты. Затем выбрасывал несколько ложек кутьи за дверь на улицу, угощая духов. При этом, широко открыв дверь, приглашал на кутью “мороз” и просил его не нападать весной “на жито, пшеницу и всякую пашицу”, т. е. не губить посевы. После этого семья снова молилась и только потом уже начиналась трапеза, которая совершалась в спокойной тишине. На столе всегда присутствовало несколько блюд. А вот из напитков предпочтение отдавали взвару, или узвару – это густой напиток, сваренный из сушеных слив, груш, вишни, яблок и других плодов по особому рецепту.
Ещё одна традиция: кутью, что селяне или горожане, что бедные или богатые ели из одной общей чашки. В недоеденной кутье обязательно оставляли ложки. Сложившаяся традиция символически означала, чтобы бедные и нищие люди, странствующие по Руси, находили в своих скитаниях кров и пищу. Кроме того, по окончании ужина некоторую часть кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать “богатую” кутью.
Во время “деревенской” трапезы, кроме разговоров о будущем лете и урожае, принято было выдергивать из снопа соломинки и периодически заставлять детишек лазить под стол, чтобы “цыкать” там цыпленком: авось куры будут нестись хорошо, а потом и цыплят будут высиживать. После “вечери” начинались “колядки”, так называемый “обряд хожденья по домам”. Святки праздновались всеми, но в основном молодежью. Ее песни, игры, обходы домов, гадания, посиделки и создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода дворов молодежью и детьми – колядование. Колядовщики несли перед собой Рождественскую звезду на шесте и кошель для сбора пирогов и другого угощения. Здесь же ряженые. Обязательно журавль, коза и медведь. Дуют в дудки, стучат в барабаны. Слышно их издалека. Ряженые подростки и взрослые ходили по домам, славили хозяев, желая им благополучия и изобилия, но при этом требовали за свои песнопения вознаграждений.
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки!
По копеечке Колядовщикам!!!
Коляда, коляда,
Уродилась коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки –
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки –
Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки –
Завалим окошки,
Кто не даст пирога –
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба –
Уведем деда,
Кто не даст ветчины,
Тем расколем чугуны.
Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!
Маленький хлопчик
Сел на снопчик.
В дудочку играет,
Колядку потешает.
Щедрик-Щедрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей.
После шумного веселого обхода молодежь собиралась в избе, специально для этого снятой на ночь у какой-нибудь одинокой вдовы. Там они съедали все, что наколядовали. На посиделках, иначе их называли вечерками или беседками молодежь приходила в своих лучших нарядах. Если их не имелось, брали на время у богатых, потом отрабатывали. Начинались святочные игрища.